Рассказываем, как сплотить коллектив и какие методы помогут вам превратить сотрудников в команду, идущей к совместной цели.

Вы узнаете

  • Что такое тимбилдинг и как с его помощью сплотить коллектив.
  • Какие существуют форматы проведения корпоративных мероприятий.
  • Как руководителю выбрать тему тимбилдинга.

Что такое тимбилдинг

Стоит ли руководителю прилагать особые усилия для того, чтобы сплотить свою команду за пределами рабочих процессов? Ведь у него уже имеется достаточное количество инструментов влияния на сотрудников: лидер занимается планированием совместной работы, ставит амбициозные цели, учитывает индивидуальные мотивы сотрудников и осуществляет контроль выполнения задач. Нужно ли инициировать и выделять время, деньги и силы на организацию целенаправленных мероприятий по укреплению командного духа? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться. И сегодня я предлагаю обсудить значение и влияние тимбилдинга на корпоративную культуру организации .

Прежде чем приступить к обсуждению этого вопроса, предлагаю обратиться к википедии:

Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team building - построение команды) - термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70-е годы XX века. В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании. Тимбилдинг является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.

Идея: как сплотить коллектив всего за 300 ₽

Как можно сплотить работников вашей компании, чтобы они стали эффективной командой и вместе достигали максимальных результатов, не затратив при этом больших денежных ресурсов?

Узнайте ответ в статье электронного журнала «Генеральный Директор».

Чтобы мероприятия по сплочению коллектива действительно сработали, вы, как руководитель, должны обладать качествами настоящего лидера. .

Задачи тимбилдинга

Главными задачами командообразующих мероприятий являются:

  • Создание чувства единства коллектива, организованности и сплоченности.
  • Замена у сотрудников чувства конкуренции на чувство сотрудничества.
  • Выработка доверия и понимания в команде.
  • Укрепление горизонтальных связей в компании.
  • Укрепление авторитета руководителей на неофициальном уровне.
  • Психологическая разгрузка сотрудников.
  • Сокращение числа конфликтов в коллективе .

Виды тимбилдинга

1. Экстремальные

Мероприятия проходят на открытом пространстве и чаще всего связаны с преодолением экстремальных условий природной среды. В настоящее время есть несколько основных видов спорта, которые наиболее активно используются в таких видах тимбилдинга и служат активным инструментом для сплочения команды :

  • Рафтинг.
  • Горные восхождения.
  • Приключенческие гонки.
  • Скалолазание.
  • Ориентирование на местности и другие.

2. Интеллектуальные

Класс интеллектуальных тимбилдингов включают различные тематики. Их проведение возможно как в помещении, так и на свежем воздухе.

  • Корпоративный квест. Игра, организованная по сюжетной линии, захватывает всю команду. Участники проходят особые испытания, где нужно проявить физическую подготовку, смекалку, логику, поисковые способности.
  • Квест по городу. Участники получают инструкцию от ведущего с помощью гаджетов. Моментально реагируют на команды, продвигаются по пути достижения заветной цели. В качестве ориентировки на местности используют парковые сооружения, облагороженные территории, адреса магазинов и учреждений.
  • Квиз. Этот термин означает соревнование, в ходе которого команды отвечают на поставленные им вопросы. Подобные соревнования умов позволяют сотрудникам раскрыть свои личностные качества, продемонстрировать эрудицию, проявить себя лидером или активистом команды.

3. Творческие

Такие тимбилдинги способны действенно и эффективно решать многие командные задачи и проблемные вопросы, в частности, построение доверия, формирование коммуникаций, ролевое распределение, эмоциональная сплоченность, создание общей цели и другое.

  • Театральные. Сотрудники сами ставят спектакль под руководством профессионального режиссера. Премьера происходит, как правило, на корпоративе.
  • Музыкальные. Сотрудники объединяются в музыкальные или вокальные группы, готовят концерт и выступают поочередно в рамках корпоративного вечера.
  • Танцевальные. Сотрудники самостоятельно выбирают стиль танца (например, латиноамериканские или вальс), затем объединяются в пары и готовят свои выступления в рамках корпоративного конкурса или фестиваля. Еще один вариант тимбилдинга – корпоративное катание на коньках.
  • Кулинарные. В рамках вечера сотрудники под руководством опытного шеф-повара готовят пиццу, торт или полноценный ужин.
  • Кинотимбилдинги. Создание эксклюзивного сценария фильма, главными героями которого являются сотрудники компании.

Итак, мы познакомились с видами тимбилдинга. Теперь важно ответить на ключевой вопрос – как руководителю выбрать из всех вариантов наиболее оптимальный и с чего начать?

Как выбрать тему тимбилдинга

1. Определить причину, по которой вы хотите организовать тимбилдинг

По моему мнению, таковых причин может быть только две:

  • Либо руководитель видит недоработки в команде и через командообразование стремится вернуть в норму эмоциональное или рабочее состояние сотрудников.
  • Либо руководителя всё устраивает, но он понимает, что новые вызовы в бизнесе будут требовать от команды больших усилий, сплоченности и продуктивности.

Все остальные поводы если не нанесут вред, то точно не добавят ценности мероприятию.

2. Определить желаемый результат и выбрать индикаторы (критерии) успешного мероприятия

То есть, ответить на вопрос, при каком условии руководитель и его команда будут считать, что тимбилдинг удался. Например, таким индикатором могут стать:

  • выросшие показатели подразделений в разрезе следующего квартала;
  • повышение вовлеченности сотрудников вследствие проведенного корпоративного исследования;
  • повышение стабильности персонала в сравнении с показателями прошлого года.

И всё, безусловно, в цифрах. «Цифры не панацея» - скажете вы. Отчасти соглашусь. Но цифры не имеют симпатий или антипатий, они могут стать верными помощниками, в том числе при определении дальнейших действий со стороны руководителя.

3. Сформировать рабочую группу из числа сотрудников

Чем больше сотрудники включены в процесс подготовки, тем с большей вероятностью присоединятся другие, и мероприятие пройдет на достойном уровне. Оптимальное число членов оргкомитета 7-10 человек. Это могут быть представители от подразделений или просто желающие включиться в совместную работу. Пусть именно эта группа возьмет на себя ответственность за выбор оптимального вида тимбилдинга, а руководитель выскажет свои пожелания и ожидания от конечного результата.

4. Договориться о сроках, оповестить сотрудников и начать подготовку

Если компания приняла решение организовать мероприятие своими силами, тогда необходимо убедиться, что команде достаточно экспертизы и ресурсов для проведения тимбилдинга. Если же есть опасения, рекомендую обратиться к специализирующимся в этой области экспертам.

Подведем итог. Сам по себе тимбилдинг – не панацея. Он может и помочь организации, и помешать, и никак не изменить текущую ситуацию. Прежде чем приступить к реализации задуманного, необходимо выявить источник появления данной инициативы и сверить его с ожидаемыми результатами. При этом важно помнить, что это:

  • тимбилдинг – это инструмент,который важно использовать своевременно и с оптимальной периодичностью;
  • тимбилдинг - это прекрасная возможность улучшить взаимодействие в команде, создать нужную атмосферу, которая в дальнейшем позволит увеличить прибыль компании.

" № 6/2013

Открытые конфликты, закулисные интриги и пересуды неминуемо сказываются на душевном состоянии сотрудников, а потому и на работе компании в целом. Помочь людям найти общий язык можно разными способами: простыми беседами или же программами по team-building. Как общаться с коллегами и налаживать благоприятную атмосферу в офисе, рассказал бизнес-тренер Александр Иванов .

Не знаю людей, которым бы нравилось приходить на работу и ежедневно окунаться в бесконечные интриги, терпеть напряжение и скованность в общении с коллегами, мучиться от неподходящих внутрикорпоративных правил. Согласитесь, все мы хотим работать в сплоченном коллективе, знать лично каждого сослуживца, с радостью принимать в команду новичков, превращать коллег в друзей, общаться и после работы. Противиться этому не станет ни один руководитель – налаженные дружественные контакты способствуют дисциплине и помогают достичь отличных производственных показателей.

Вот пример: секретарь компании распространяет сплетни о некоторых сотрудниках. Сначала женщина просто от скуки перемывает косточки, чтобы занять свободное время. Она даже не замечает, как постепенно настраивает одно подразделение против другого. И вот уже все сослуживцы прониклись взаимной неприязнью друг к другу, делятся на «своих» и «чужих», тратят энергию на нерабочие вопросы, а деловые проблемы решают исключительно путем громких споров. Сами знаете, в таких компаниях рушится вся система конструктивного общения, чуть что – летят головы с плеч. А из-за постоянного стресса люди теряют здоровье.

Впрочем, отношения могут быть испорчены и без чьего-либо участия. Вот другой пример: в кабинете бухгалтерии все сидят молчком, угрюмые, загруженные, с потухшим взором. Просто сначала как следует все не познакомились, потом огрызнулись пару раз, затем личные отношения начали влиять на работу. Споры стали еще шумнее и в итоге привели к тому, что все сотрудники замкнулись и друг другу лишний раз слова не скажут.

Так вот, назову три главных правила, которых надо придерживаться, чтобы наладить отношения. Это открытое общение, своевременная реакция на возникшую проблему и общее желание ее устранить. Нужно в первую очередь урегулировать личные взаимоотношения.

Как устранить вражду между конкретными сотрудниками

Мы уже определили, что все проблемы в коллективе начинаются из-за неумения людей общаться друг с другом. Коллеги упрямо не принимают иную точку зрения, потому что не могут признать чужое «я». Истоки проблемы однозначно назвать сложно. Это может быть и слепая уверенность в себе, и, напротив, нерешительность. Или плохое настроение. Или ложное мнение о человеке, которое сформировалось из-за злых языков. В конце концов, нельзя отрицать, что один банально может испытывать к другому личную неприязнь.

Искоренить откровенную недоброжелательность между сослуживцами можно простой игрой. Предложите непримиримым соперникам прилюдно высказать все накопленные претензии перед небольшим числом коллег. А потом, если они согласятся, по очереди сделать друг другу… массаж шеи, плеч и спины. Не удивляйтесь, если к концу манипуляций злость и недоверие пропадут и люди начнут облегченно улыбаться. Секрет метода очевиден: только близким людям мы позволяем прикасаться к себе, только любимых нам приятно гладить. Этот способ по закону природы уничтожит конфронтацию между сослуживцами. Кстати, лучшим окончанием упражнения окажется рукопожатие или дружелюбные хлопки по плечам. Так стороны официально выражают почтение и закрепляют между собой мир.

Как объединить и сплотить коллектив целого отдела

Если вы замечаете, что в коллективе до предела накалились страсти и людское терпение заканчивается, освободите время (хоть на весь день!) и разберитесь с проблемой с помощью тренинга. Закажите переговорную комнату или просто с сослуживцами закройтесь в кабинете. Проверьте, чтобы все сотрудники отдела были на месте. Затем по одному приглашайте их в центр комнаты. Таким образом, каждый из отдела окажется в окружении своих напарников, подчиненных и руководства. Все они поочередно будут высказывать центральному позитивную информацию: теплую благодарность и признательность за конкретный поступок, похвалу и искренние комплименты. После этого человеку нужно будет выслушать от всех коллег еще и критику. Причем за полученные замечания и пожелания, пусть даже они будут несправедливыми, придется выразить благодарность. Так каждый человек узнает свои слабые стороны и то, каким его видят сослуживцы. Ведь они в лицо, а не за спиной выскажут, чем обусловлено раздражение, как человек усложняет совместную работу изо дня в день.

Это упражнение очень сложное – одномоментно всплывает яд зависти, злости, недоброжелательства. Возможно, кто-нибудь не сможет сдержать замешательства, слез, всплесков ярости. И все равно сотрудник, желающий найти общий язык со своими коллегами, без обиды ответит каждому: «Большое спасибо. Мне очень важно слышать то, что ты мне сказал. Я обязательно подумаю над твоими словами и прислушаюсь». Пусть даже фраза иной раз будет произнесена через силу, но в итоге натужность, острота между людьми сойдет. К общему языку коллеги придут спонтанно, ведь они очистились от прошлых переживаний, с этого испытания их взаимоотношения начались заново.

Как выстроить систему внутрикорпоративных коммуникаций

Внутренние взаимоотношения в компании зависят от этапа ее развития. Понятно, что на этапе создания, когда количество сотрудников совсем небольшое и все друг друга знают, проблем с коммуникациями почти не возникает. А если они появляются, решить их можно во время спокойных переговоров.

Но вот по мере роста организации появляются новые сотрудники, образовываются отделы и подразделения. Поэтому, чтобы в будущем взаимоотношения между десятками и сотнями людей складывались хорошо, нужно выстроить систему внутренних коммуникаций. То есть изначально разработать каналы передачи информации, предоставить техническое оснащение, наладить горизонтальные связи между подразделениями.

Далее рабочий процесс придется поддерживать, подпитывать коммуникации изнутри. На схеме (см. ниже. – Примеч. ред. ) приведен алгоритм построения внутрикорпоративных коммуникаций, цель которых – создать позитивное отношение всех работников к компании, сформировать привлекательный корпоративный имидж организации в их глазах, повысить лояльность к работодателю.

Как создать систему оптимальных внутрикорпоративных коммуникаций

Руководство компании, которое даже не думает создавать внутреннюю культуру, упускает стопроцентный шанс сплотить коллектив, создать сильную команду. Ведь корпоративные праздники, спортивные и торжественные мероприятия, общие традиции, тренинги, совместные выезды за пределы офиса налаживают неформальное общение, позволяют сотрудникам узнать друг о друге много нового.

Подчеркну: вне зависимости от размеров компании через какое-то время нужно обязательно проводить командообразующие мероприятия. Скажем, team-building помогает людям познакомиться, сплотить коллектив. Каждый сотрудник должен ясно осознавать свою роль в команде. Испытания и игры подскажут способы работы в кризисных ситуациях, оптимальные методы мотивации.

Team-spirit поможет определить общие цели, поднять корпоративный дух, повысить доверие сотрудников к руководству. Ведь интересные задания и экстремальные ситуации в непривычной обстановке помогают вскрыть серьезные рабочие проблемы и принять командное решение. Ничего, что вы находитесь в таежном лесу или сплавляетесь по горной реке. Выездные тренинги показывают вещи под другим углом, раскрывают потенциал участников, новые стороны характера, придают каждому уверенность в себе. Возможно, офисные лидеры в стрессовой ситуации окажутся боязливее, чем их незаметные коллеги. А значит, тренинг даст последним стимул повысить самооценку, их рабочий настрой и отношение к делу изменится.

Существует бесчисленное количество игр и программ по командообразованию. Совместно работники могут проходить веревочный курс на высоте до трех метров, что проблематично без взаимовыручки. Могут объединенными усилиями искать спрятанный клад. Тут главное, чтобы победа досталась всей команде, а не конкретным участникам. Устройте себе приятный кулинарный поединок или конкурс КВН, викторины, дискотеку. В общем, не зацикливайтесь на работе, когда дело касается достижений высоких результатов в бизнесе. И будьте уверены: если вы хотя бы один день совместного отдыха закончите в состоянии эмоционального подъема, то долгую рабочую неделю точно встретите с радостью и воодушевлением.

Тут должна быть какая-нибудь сильная цитата Френка Андервуда про сильную команду, но, чёрт возьми, ничего не нашёл. Поэтому давай перейдем от высокопарных демагогий к практике.

Итак, для любых великих свершений нужна хорошая команда. Кроме того, команда должна быть сплочена, скована одной цепью и связана одной целью. Галера, на которой гребцы гребут вразнобой, далеко не уплывёт, вы, скорее, отправитесь со своими амбициями к той кошмарной рыбе из трэшового советского мультика, в котором русалка с рыбьей головой пела: «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королём». Но нормальные чуваки не хотят быть королями какого-то там днища, поэтому выхватывают меч из ножен, вскакивают на щит и призывают свою армию сплотиться. А как призывать? Сейчас узнаем.

Этот текст посвящен не только начинающим бизнесменам, но и всем тем, кто мечтает собрать вокруг себя сильную команду. И не важно, что у вас: рок-группа с гаражом и большими амбициями, любительская футбольная команда, команда КВН. Методы везде одинаковые.

Персонал предприятия – это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не как скопище ярких личностей.
– Ли Якокка –

Свои люди

Если хочешь сформировать именно команду, то относись с огромной тщательностью к подбору новых людей. Они должны быть не просто профессионалами, но и мыслить одинаково с тобой. Только свои люди понимают всё с полуслова, и это сильно экономит время. Не придётся тратить время на знакомство, интеграцию и освоение. Привыкание пройдёт гораздо быстрее. Пускай ты возьмешь ударника похуже, но зато он будет тебя понимать и двигаться с тобой в одном направлении. А техника – дело наживное.

Если твоя команда будет, словно сборная по футболу, состоять из игроков разных клубов, то раскол неизбежен. Когда все слеплены из одного теста, то риск повторить судьбу Beatles и распасться сводится к 13,9%. Подсчитано научно доцентом кафедры бессмысленных подсчётов Викентием Жабо.

И, пожалуй, главная причина, почему нужно искать именно своих людей, в том, что они дадут тебе ценный совет. Зная поставленную цель, прекрасно понимая, на что вы ориентируетесь, они смогут давать грамотные советы. Иначе это превращается в шапито, всё равно что старая библиотекарша будет подсказывать, как работать в С++.

Однако помни, что стоит избегать единомыслия. Нет, не нужно спорить, все должны быть охвачены единой целью, но у них должны быть свои варианты решения проблемы, которые они смогут предложить.

Реальные цели

Если на вопрос: «Какие цели, босс?», – ты скажешь: «Ну, чтобы денег было много, там, богатства, чтобы нас знали. Ну чё-нибудь такое», – то наш тебе совет – завязывай со своими проектами прямо сейчас. Видишь ли, команда сможет сплотиться, только зная поставленную цель. И цель эта должна быть сформулирована точно, изящно и доступно, чтобы ни у кого не возникало вопросов. Иначе у разных членов твоей команды будет разное видение ситуации, и каждый начнёт достигать «богатства и славы» своим способом, чаще всего противоречащим общей работе.

И самое главное, цели должны быть реальными: не воздушные замки под названием «Светлое будущее», а шаг за шагом, преодолевая одну вершину за другой. Может быть, в далёкой стране дивных эльфов и есть создания, которые с ходу и за неделю приведут команду к успеху, но, увы, в этом мире такое возможно только после долгих лет совместной работы.
И самое главное, всегда подстраивай команду к конкретным ситуациям.

Поощрения

Безусловно, в настоящей команде многие работают не только за доброе слово, пышный корпоратив, идею, друг за друга, за своего руководителя. Команда прекрасно понимает: если результат интересен с нематериальной точки зрения, его достижение – это безусловная победа всего коллектива и любого его члена. Более того, каждый участник четко осознает свою роль в достижении этой победы. Но тем не менее, до славных времён нужно дожить, а людям деньги нужны в данный момент. А если их стремления поощряют звонкой монетой, добрым словом или какой другой премией, то появляется стимул трудиться. Доброе слово и собаке приятно, а внимание лидера – людям всех возрастов. Но главное – делать это своевременно, иначе закрадутся сомнения. Помни, успех общий, но похвалу нужно выражать лично.

Удержать всех

Чилийские социалисты пели: «El pueblo unido jamás será vencido», – или по-нашему: «Пока мы едины, мы непобедимы». А потом начинается страшное: команда и компания устают друг от друга и норовят расстаться, подорвав монолит слаженного коллектива. Ещё хуже, когда они уходят к конкурентам. Случаи с уходом на повышение рассматривать глупо, ради этого человек во многом и старался.

Почему люди уходят? Причин много, всё зависит от того, чем вы занимаетесь. Некоторые из-за денег: опыта они набрались, теперь можно перейти в контору побогаче. Некоторые просто устают и не видят смысла дальнейшего сосуществования, хочется сменить антураж. Обычный кризис. Вот тут самое сложное: ты должен убедить сотрудника в том, что лучшие времена впереди, что он действительно невероятно ценный член экипажа. И что скоро, когда вы придёте к своей цели, все мытарства будут компенсированы. Будь дипломатичен и внимателен к «братьям по оружию». Но знай и меру, чуть что – они сядут на шею.

Командная культура

В бизнес-сфере её ещё называют «корпоративной», но мы-то говорим не только про бизнес. И это очень важно, потому как, несмотря на цели и общность интересов, люди разные. Они пришли из разных семей, разных учебных заведений, и взгляды на жизнь у них разные. И иногда наступает тот самый момент, когда вы собираетесь вместе, и в их головах начинает зреть мысль: «Как бы свалить побыстрее из круга этих идиотов».

А ведь вас должно объединять что-то, кроме банальной цели и непосредственной работы. В спорте команду объединяют цвета и болельщики, в политических партиях – идеология. Что будет объединять вас? Это ты должен решить сам. Но сам факт наличия коллектива, у которого есть легенда и хоть какое-то общение между собой, привлекает больше, нежели простая контора. Вы не должны быть Pink Floyd, которые на репетициях в последние годы существования даже не здоровались друг с другом. Там, где есть командная культура, появляется гарант того, что вы не распадётесь к чертям собачьим в ближайшие 2 месяца и будете трудиться ради общего блага в поте лица до последнего предсмертного писка.

Личный вклад

Этот совет в большей мере подходит тем, кто сплотил команду на финансовой ниве. Если у вас группа или кружок юных поэтов, то здесь нужен другой подход, более традиционный, основанный на равенстве.

А в бизнесе и других местах, в которых ты играешь роль ярко выраженного лидера, избегай панибратства, мягкости и прочих нежностей, устанавливай отношения через результаты. Люди, которые достигают нужных результатов, имеют хорошие отношения с другими людьми. Они в своей работе нацелены на общее дело и выполняют свои обязательства перед всем коллективом. Доброта и нежность без результатов смысла не имеет, это лицемерие и иждивенчество.

На себя посмотри

Будь примером для своей команды. Ты эту кашу заварил, ты, в случае чего, её и будешь расхлёбывать. Ты должен быть примером для своих работников, чётким, трудоголическим примером, воплощением ответственности, идейности и трудоспособности. Твори, мучайся, живи в бешеном темпе!

И ещё, знаешь, почему апостолы так успешно сеяли христианство в Европе? Потому что они хорошо знали слабые и сильные стороны своих соратников и поэтому могли правильно распределить их обязанности. Ещё те психологи. Тебе следовало бы также взять на заметку это давно забытое искусство.

Успех любой организации во многом зависит именно от того, насколько сплоченным является ее коллектив. Причем здесь вообще сплоченность коллектива? Да притом, что людям ежедневно приходится взаимодействовать друг с другом, общаться, делать что-либо вместе. Если сотрудники относятся друг к другу враждебно, то результат общей работы будет оставлять желать лучшего. Производительность будет низкой, так как при плохой коммуникации высоких показателей добиться не так-то просто.

Только в исключительных случаях происходит само по себе. Суть в том, что за отношения между людьми отвечают именно их руководители. Хороший руководитель - сплоченный коллектив, плохой руководитель - каждый его участник заботится исключительно о своих интересах и даже не думает об элементарной взаимопомощи.

Сплочение коллектива необходимо осуществлять постепенно, ненавязчиво и совершенно незаметно. Дело в том, что человеку свойственно противиться всему тому, что ему пытаются навязать. Именно по этой причине руководители не заставляют людей объединяться, а просто создают такие условия, при которых сплочение коллектива осуществляется само собой.

Как известно, людей может сплотить и общая радость, и общая боль. Люди объединяются тогда, когда узнают друг друга. Невероятным и ужасным фактом является то, что определенные представители человеческого рода могут полжизни проработать бок о бок, совершенно ничего не зная о внутреннем мире того, кто находится рядом. Это означает, что опытный руководитель должен будет создать такие условия, при которых каждый человек сможет заявить каких-то собственных личностных особенностях, интересах, мыслях, увлечениях. Поверьте, без подобного сплочение коллектива просто невозможно и немыслимо. Приемов предостаточно.

Упражнения на сплочение коллектива по большей части бывают веселыми и способными увлечь даже самых угрюмых сотрудников. Их много, но выбор необходимо осуществлять правильно, так как чем-то резким можно не раскрепостить человека, а наоборот, заставить его еще сильнее уйти в себя. Как уже говорилось выше, необходимо, чтобы каждый член коллектива в самом начале рассказал о себе. Можно попросить людей заставить задавать друг другу вопросы. Как вариант, можно написать вопросы на кусочках бумаги и сложить их в коробку - каждый вытащивший обязан будет ответить на тот вопрос, который ему попался.

Игры для сплочения коллектива существуют разные. Здесь не нужно ничего мудрить, так как вполне подойдут даже самые обыкновенные детские забавы. Главное, чтобы люди в процессе всей этой деятельности взаимодействовали друг с другом, общались и, конечно же, веселились вместе. Можно устроить все так, что в сотрудниках будет открыт такой потенциал, о котором они сами никогда и не подозревали.

Сплочение коллектива осуществляется и иными путями. В первую очередь следует назвать именно такие популярные сегодня Да, они часто обходятся дорого, однако толк от них все же имеется. Важно, чтобы на них было весело. Конечно же, во время таких вечеринок проводятся и многочисленные игры. Алкоголь? В данном случае он приветствуется, так как под его воздействием люди общаются более непринужденно.

Способствует сплочению коллектива и совместный отдых на природе. Он даже лучше корпоративных вечеринок, так как люди оказываются в совершенно нестандартных условиях. Важно и то, что на таком отдыхе они будут без пиджаков и галстуков.

Сплочение коллектива возможно и при помощи установления общей идеологии. Отметим, что данный способ сложен, так как непросто заставить многих людей поверить во что-то одно.

Исследование межличностных отношений коллектива на предприятии является необходимым звеном в получении высокоэффективных результатов трудовой деятельности предприятия.

Проведение настоящих организационных конфигураций может быть лишь через внутреннюю интеграцию, обеспечиваемую с помощью работы группы.

Работа группы - это инструмент, используемый для ряда изменений в рамках программы развития организации.

А.И. Пригожин предложил один из видов вариации методов работы группы. По его словам: «Любая форма групповой работы начинается со стадии знакомства, в процессе которого происходит взаимное раскрытие участников и слом барьеров между ними. Далее групповая работа строится следующим образом»:

  • 1) динамика группы. Задача данной формы работы, прежде всего в организации эмоционально положительных условий вовлечённости коллектива, качественно созданная структура рабочей группы и правильное распределение ролей и обязанностей. Цель активизации мышления в коллективе - приобретение эффекта синергии в группе средством взаимоусиления соучастников работы. Для этого применяются методы активной паузы, групповой саморефлексии, визуализация процесса и результата работы, фасилитация.
  • 2) Активизация группового мышления. При этой форме используются техники мозгового штурма, синектика, групповая дискуссия.
  • 3) Работа по содержанию. Цель - обеспечить группу практической работой, т.е. нахождением решения проблемы. Для применения данной методики психолог должен использовать теоретические знания, передовой и собственный опыт для разрешения аналогичных проблем.

Все три формы должны присутствовать одновременно.

Вторую классификацию методов работы с группой можно представить следующим образом:

  • 1. метод содержательной групповой работы;
  • 2. метод качественной групповой работы;
  • 3. метод структурирования группы;
  • 4. метод координатора.

Методы качественной групповой работы используются для раскрытия причинно-следственных связей, анализа процессуальных характеристик в группе внутренней структуры и взаимосвязей, планирования, развития и ускорения динамических процессов в группе, формирования навыков сензитивности, коммуникативности, общения, взаимопонимания, решения проблем, разрешения конфликтов, повышения сплоченности группы и формирования команды (СПТ, транзактный анализ, гештальт, НЛП, психосинтез, артметоды, психодрама, социодрама, ролевые игры и др.).

Методы структурирования направлены на формирование структуры группы и проводимых интервенций. Они включают диагностику, формирование и структурирование группы (социометрию, ассиссмент, методы «разогрева» группы и др.).

Методы координатора использует психолог в групповой работе. Определяется позиция психолога и его роль (модератор, фасилитатор, тренер, участник, наблюдатель и т. д.).

Все группы методов взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Для психолога важно определить задачу, которую он ставит для выполнения на определенном этапе развития организации. В зависимости от этого выбирается метод или группа методов работы.

Экспериментальные игровые техники в виде классификации были представлены Д. Прюиттом и имеют следующие разновидности:

  • - матричные (типичный пример -- «дилемма узника»);
  • - переговорные. Смысл - поиск общего альтернативного решения при разделении группы на противостоящие стороны. Действие происходит в процессе общения, переговоров, поиска ряда альтернатив;
  • - коалиция. В этой форме игры взаимодействие различных коалиций внутри участников группы;
  • - локомоционные. Такая форма предлагает противостоящим сторонам внутри группы прийти к заданной цели при постановке определённых условий игры или своеобразной схемы;
  • - социальная игра-ловушка. Форма игры с провокационными действиями, провоцирующими наибольшую конкуренцию и борьбу между соперниками двух сторон.

Все вышеперечисленные формы игровых методик вызывают большой интерес у соответствующих специалистов. Но на практике большее значение предается матричной и переговорной форме игры, т.к. они дают лучший результат в провокации внутригруппового конфликта для изучения в контролируемых условиях. Это дает возможность определить факторы, способствующие или препятствующие конфликтным ситуациям группы, динамику прохождения конфликта, индивидуальной поведенческой реакции каждого сотрудника и др.

Методы работы с трудовым коллективом разнообразны и зависят от множества факторов, например от поставленных предприятием целей и задач, от запросов директоров, менеджеров организации, а так же требований работников предприятия. Основные используемые психологами методы это:

  • - деловые и ролевые игры;
  • - метод принятия группового решения;
  • - метод социально - психологического тренинга;

Целью данной квалификационной работы является рассмотрение социально-психологического тренинга, как метода сплочение коллектива.

Основы социально - психологического тренинга.

Метод социально - психологического тренинга в настоящее время является наиболее эффективным и широко используется на практике.

Понятие социально - психологический тренинг в широком смысле слова - психологическое воздействие, основанное на активных методах работы с группой, при которой используются особые формы обучения навыкам, умениям и техникам в сфере развития, общения, построения отношений, коррекции.

Социально - психологические тренинги направлены на:

  • - овладевание необходимыми социально-психологическими знаниями и навыками;
  • - развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков сотрудников организации;
  • - развитие навыка анализирования ситуации, поведений, самоанализа, состояния группы;
  • - развитие умения адекватного восприятия себя и окружающих.

При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.

Рассматривая различные методы практической психологии по сплочению коллектива, для тренинга характерными являются наличие определённых специфических требований:

  • - соблюдение необходимых правил для работы с группой;
  • - обращённость на психологическую поддержку участникам тренинга в саморазвитии. Организация такой помощи не только от ведущего тренинга, но и от соучастников группы;
  • - постоянство группы. От 7 до 15 участников, которые периодически собираются или работают непрерывно от двух до пяти дней (группы-марафоны);
  • - правильная организация рабочего пространства. Помещение должно быть комфортным и изолированным. В основном группа располагается сидя в кругу;
  • - принцип «Здесь и теперь». Все действия и взаимоотношения участников должны развиваться по этому принципу;
  • - использование активных методов работы с группой;
  • - объективная оценка индивидуальных чувств и эмоций тренинговой группы по отношению друг к другу и внутри группы. Вербализованная рефлексия;
  • - создание комфортной атмосферы, при которой участники чувствуют себя раскованно, в безопасности и могут свободно общаться;

Данные требования имеют разнообразные формы модификаций, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого тренинга. Они существенно отличаются между собой по ряду признаков. Особенно большое различие имеется во времени продолжительности тренингого занятия, от несколько часов до нескольких дней и даже лет с еженедельными занятиями.

Для тренингов одной из важной части является стадийность, обуславливающая социально - психологические закономерности развития малой группы.

Метод тренинга является формой практической психологии и отражает те парадигмы, которым следует практикующий психолог, проводящий тренинг, в своей работе. Можно выделить несколько форм:

  • 1. форма построение тренинга с применением жёстких манипуляционных приёмов - «дрессировщик» проходит при помощи положительных или отрицательных подкреплений. Задача положительного - сформировать необходимые модели поведений, а задача отрицательного - убрать вредные, ненужные модели, по мнению тренера.
  • 2. Форма тренинга для формирования и отработки уровня эффективных поведений и навыков в поведении человека.
  • 3. Форма тренинга, как активный обучающий процесс. В ходе его проведения происходят передачи психологических знаний, развиваются определённые умения и навыки.
  • 4. Форма тренинга для индивидуального раскрытия всех участников и самостоятельной работы над собой. Поиска способа решения собственных психологических проблем.

Вышеописанные формы располагаются по степени уменьшения уровней манипуляционных воздействий тренера и возрастания уровня ответственности происходящего на тренинге. Осознанность ситуации всеми участниками группы.

В первой форме тренер берёт на себя ответственность за все изменения, происходившие с участниками, и не фокусирует внимание на уровень осознания процессов внутриличностных и групповых. При форме отработки умений, малая часть ответственности делегируется участникам, а основная направленность - выработка необходимых умений и навыков. В форме обучения уже осуществляется сотрудничество с участниками группы, но полностью ответственность членам группы не отдаётся. И только в последней форме тренер берёт на себя ответственность только за организацию безопасных и благоприятных условий проведения занятий, которые дают возможность раскрытия личности и понимания самоизменения.

Краткая характеристика основных видов тренинговых групп.

Рассматривая социально - психологический тренинг, необходимо дать краткую характеристику основных тренинговых видов, которые используются разнообразными школами психологии.

Т-группы - тренинги для развития личности в межличностном пространстве. Это вид тренинга появился благодаря Курту Левину, социальному психологу при работе с проблемами групповой динамики и социальных воздействий.

Всем видам психологических групповых работ, объединённых под понятием «социально - психологический тренинг» как раз предшествуют Т - группы. Цели лабораторной тренинговой работы в основном содержат следующие аспекты:

  • - повышение уровня самопознания за счёт минимизации психологических барьеров и снижения защитных реакций. Основная задача - устранить неискренность перед самим собой, на уровне личности;
  • - понимание условий, которые затрудняют или облегчают функциональность группы;
  • - изучение межличностных отношений в рабочей группе для лучшего взаимодействия;
  • - качественное применение индивидуальной и групповой диагностики для выявления таких проблем как, возникновение конфликтных ситуаций, их разрешение, укрепление уровня сплочённости группы.

Участники Т-группы, имеют возможность приобрести и развить ценные навыки и умения, такие как коммуникативные, получить опыт анализа межличностных отношений и динамики группы, лучшее осознание собственных и чужих потребностей, эмпатия к другим, расширение диапазона поведенческий возможностей. Также у участников тренинговой группы вырабатывается адекватность самооценки, способность лучше ориентироваться в решении жизненных проблем.

Б - группы. Группы бихевиорально ориентированные. Фокус тренинга направлен на жизненные умения или просто умения. Задача таких тренингов - обучение участников умению справляться с возникающими трудностями, проблемами и научиться приспосабливаться к складывающимся жизненным обстоятельствам. Основан на бихевиорическом направлении Д. Уотсона. Общий смысл данного подхода в следующем: если собственный опыт был получен человеком средством самоучения, то для коррекции неадекватности поведения нужно отучить его от неэффективных реакций, а наиболее адаптивные реакции следует выработать.

Б - группы схожи с Т-группами тем, что на занятиях вырабатываются определённые навыки социального взаимодействия, которые имеют проявления на уровнях поведения, так как только в присутствии и при помощи окружающих людей, группы возможно изменение реакций поведения. Поведенческие тренинги не ставят перед собой задач личностного развития или реализации потенциала человека, они направлены на рост и развитие необходимых личностных навыков, например как коммуникативные, умение принятия решений и другие.

Пси - группы. Группы, в основе которых лежит психодраматический подход. Такие тренинги направлены на поиск решений личностных проблем. Основателем метода психодрамы, популярных в настоящее время метода социометрии и социодрама как психотерапии, является Джекоб Леви Морено.

Техника психодрамы предъявляет большие требования к знаниям, квалификации, опыту и творческим способностям тренера. Сама по себе техника психодрамы представляет собой очень эмоциональное, яркое групповое занятие, а ведущий исполняет роль и режиссёра, и аналитика, и терапевта. Данный метод представляет собой постановку спектакля, участниками которого являются члены группы под руководством ведущего, он же режиссёр. Для сценария выбирается личная проблема, актуальная для всех участников, далее распределяются роли, и разыгрывается сцена, основанная на жизненном опыте либо отражающая специфические социальные роли (социодрама). В ходе спектакля участники испытывают глубокие переживания - катарсис. И через сильное эмоциональное воздействие получают терапевтический эффект. Наступает стадия озарения - инсайд. Такое действие помогает освобождения от тревоги, преодолению стереотипного поведения, раскрыть свой творческий и человеческий потенциал.

B - группы, «группы встреч», основанные на гуманистическом подходе. Фокус тренинга на свободном самоопределении группы. Гуманистическая психология основана на психологии уникальности личности, её переживаниях в человеческом мире, осознания своего места в нём. Каждый человек имеет возможность постоянно развиваться и самореализовываться. И его задача использовать эти возможности. На основе такого подхода было сформировано новое направление работы в группе - «группы встреч». Основатель данного направления Карл Роджерс. Особенность В - группы состоит в том, что ведущий тренинг не направляет и не организовывает действия участников. Создаётся ситуация фрустрации, которая и вынуждает всех участников к проявлению активности и принятию на себя ответственности за всё происходящее с ними. Не тормозится проявление негативных эмоций, так как это даёт участникам возможность для откровенного высказывания любых (а не только одобряемых) возникающих чувств. В результате таких откровений возникает атмосфера открытости и взаимного доверия между участниками группы, а негативные эмоции впоследствии конструктивно перерабатываются. Здесь роль ведущего - это модель открытой личности. В ходе откровенных рассказов о себе, раскрываются участники. Компетентность тренера должна быть и в виде внимательности, заботливости для создания в группе атмосферы взаимопонимания и эмпатии. В ходе работы создаётся специфический климат, позволяющий каждому участнику осознавать и изменять свои защитные установки, проверять и принимать новые формы поведения и, следовательно, реализовывать их в повседневной жизни, относясь к другим адекватнее и более эффективно.

ТА - группы. Группы, основанные на трансактном анализе. Фокус тренинга на рациональном самопознании и саморазвитии. Направление трансактного анализа в психологии достаточно новое. Его основателем является Эрик Бёрн, который выявил существование трёх состояний, в одном из которых может прибывать каждый индивид. Эти состояния Эго называются: «ребёнок», «взрослый», «родитель». Они определяются по поступкам человека, как он думает, что чувствует, как ведёт себя в той или иной ситуации.

Изначально трансактный методы работы в группе был направлен только на психотерапевтические цели. Но со временем распространился в тренинговых методиках, помогающих людям давать адекватную оценку своему и чужому поведению, объясняя разницу состояний человека. Метод хорош для лучшего понимания себя и структуры своей личности, а также взаимодействие с другими и запрограммированный внутренне сценарий - стиль жизни. Во время занятий в процессе общения участники ТА - группы учатся распознавать психологические игры, в которые они вовлечены, и какие манипуляции в них используются; как при этом происходит распределение ролей жертвы, спасителя, преследователя и как происходит обмен этими ролями. В процессе тренинговой работы трансактный анализ применяется для помощи участникам лучше осознавать неконструктивные способы общения.

Г - группы. Группы, основанные на гештальт подходе. Фокус тренинга на самоактуализации и саморегуляции. Основателем гештальт-терапии является Фредерик Перлз. Он создал собственное направление в психологии, собрав воедино идеи экзистенциальной философии, биоэнергетики, гештальтпсихологии, психодрамы и ещё некоторых психологических концепций. Основная задача участников Г - групп осознание ими личного совершенства, самоидентичности, понимание ответственности за всё происходящее с ними. Гештальт подход основаны на принципе доверия чувствам. При работе в группах такой метод способствует самоактулизации личности, расширяет понимание самого себя, развивает чувство эмпатии, способности к контактам, уменьшает отчуждённость внутри группы и помогает перейти от зависимости и стереотипности к самостоятельности и уверенности в себе.

Основные методы, используемые на тренинговых занятиях.

Всё разнообразие конкретных упражнений, техник и приёмов, которые используются в работе социально - психологического тренинга, принято сводить к нескольким базовым методам тренинга. Это групповая дискуссия и ситуационно - ролевые игры.

Помимо того, исследователями - теоретиками и практиками тренинговых программ предлагается добавить базовым методам тренинг сензитивности, который ориентируется на выработку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства. Данный тренинг включает в себя техники невербального общения. В процесс работы тренинга целесообразно включать техники медитации и аутотренировок для самовнушения.

На рис. 1 представлены базовые методы, используемые при проведении тренинга, которым далее будет дана краткая характеристика.

Групповая дискуссия. В социально - психологическом тренинге групповая дискуссия используется для совместного обсуждения каких - либо спорных вопросов, позволяющих прояснить и по возможности изменить мнения, позицию, установку участников группы тренинга в процессе непосредственного обсуждения. Метод групповой дискуссии используется в целях предоставления возможностей видения участниками проблемы с разных сторон, а так же и в качестве возможности обсуждения, групповой рефлексии, анализируются индивидуальные переживания. Всё это способствует усилению сплочённости рабочей группы и раскрытию каждого участника тренинга.

Рис. 1

Формы групповой дискуссии можно классифицировать по различным основаниям. Структурированные дискуссии - тема для обсуждения уже задана, и порядок проведения дискуссий иногда чётко регламентируется.

Неструктурированная дискуссия характеризуется неактивной ролью ведущего, темы для них определяются произвольно, время формально не ограничивают.

Кроме вышеописанных дискуссий существуют ещё тематические дискуссии. На них проходит обсуждение значимых для всех участников тем, интеракционные, биографически ориентированные на прошлый опыт. Метод дискуссии применяется при разборе ситуаций из практики работы, жизни участников группы, для анализа сложных ситуаций межличностных отношениях и других.

Игровые методы. Являются достаточно популярными для организации сплочения коллектива. Игры помогают созданию атмосферы доверия, общения, за счёт постоянного процесса контактирования участников между собой. Игровое содружество достаточно глубокое и сохраняется долгое время после проведенного занятия. Игры создают условия неопределённости, оживляют, активизируют умственные способности, приводят к поиску нестандартных решений.

Игровые методы бывают: ситуационно - ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные, имитационные, деловые игры. Игровые методы достаточно продуктивны. На начальной стадии работы с группой игры полезны в качестве способа снятия напряжённости участников, психологической защиты. Достаточно часто игры используются в качестве диагностики, позволяющей легко обнаружить трудности в общении и более серьёзные психологические проблемы. Игры способствуют развитию новых поведенческих навыков, вербальных и невербальных коммуникативных умений, способов лучшего взаимодействия с людьми.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции, используются для развития восприятия, понимания и оценивания других людей, себя, свою группу. В ходе занятия участники при помощи специальных упражнений получают вербальную и невербальную информацию о восприятии их другими людьми и насколько точно их самовосприятие. Преобретаются умения глубокой рефлексии, смысловых и оценочных интерпретаций объекта восприятия.

Методы телесно-ориентированной, как методы психотерапии. Их основателем является В. Райх. Данный метод терапии на сегодняшний день стал привлекать всё больше психологов. Суть метода заключается в работе над структурой тела, приёмов чувственного осознания и нервно - мышечных релаксаций, использование методов восточных практик (йоги, тайчи, цигун).

Медитативные техники используются, прежде всего, для физической и чувственной релаксации. Для снятия стрессовых, напряжённых состояний. Обучают навыкам аутотренинга, способам саморегуляции.

Каждый руководитель в своей ежедневной работе обязательно взаимодействует с другими сотрудниками организации, следовательно, такой процесс носит коллективный характер. Поэтому в проблеме теории и практики управления персоналом организации особое место занимает формирование трудового коллектива, его сплочение и уровень микроклимата рабочей группы.

В ходе теоретического исследования была определена проблема создания благоприятной социально - психологического микроклимата в коллективе, рассмотрены различные формы и методы сплочения коллектива организации.

Сплочение коллектива является одним из наиболее важных показателей правильного управления и напрямую влияет на эффективность производственной деятельности. Одним из главных факторов, влияющих на сплочённость коллектива, является эффект сработанности группы, т.е. взаимодействия в ходе работы, которые приносят максимальные результаты трудовой деятельности при минимальных эмоциальных и энергетических затратах.

Это позволило провести практическое исследования уровня сплочённости и установления микроклимата коллектива МБУ РМ «ЦГПВ «Армеец».